Потребности общества и способы их удовлетворения
Что такое потребность
Мощным двигателем экономики являются потребности общества.
Потребности
– недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.
Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?
Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно.
Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.
Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.
Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни.
Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.
Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают.
Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».
Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей
человека:
- физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);
- потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
- потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
- потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
- потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
Пирамида потребностей современного человека
Особенно важно сказать об имидже
(внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:
- эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);
- развитой интеллект (творческое мышление);
- высокая культура человеческого общения;
- свободное владение одним-двумя иностранными языками;
- умение пользоваться компьютером;
- высоконравственное поведение.
Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.
Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.
Как взаимосвязаны потребности и производство
Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.
Производство прямо и непосредственно
воздействует на потребности в нескольких направлениях.
1.
Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.
2.
Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.
3.
Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую