Инфляция и устойчивость денежного обращения

Мы завершаем настоящую главу рассмотрением неравновесия и равновесия в такой жизненно важной области современной экономики, которой является денежное обращение. Под денежным обращением

подразумевается непрерывное движение денег, обслуживающих главным образом оборот товаров. Это обращение таит в себе возможность двух прямо противоположных состояний: 1) равенства стоимости товаров и денег и 2) нарушения этого равенства. В связи с этим важно, естественно, сначала определить, каким должно быть равенство, определяющее количество денег для обращения.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 2) одним из принципов регулирования трудовых отношений признаются: «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности».

Какое количество денег необходимо для обращения

Объективно (независимо от желания людей) необходимая для рыночных сделок масса денег определяется законом денежного обращения. В этом законе выражена взаимосвязь между двумя потоками, которые образуют «кровообращение» национального хозяйства? потока товаров и потока денег. Устойчивой эта взаимосвязь может быть при равенстве этих потоков.

Закон денежного обращения

выражает равенство между массой денег и стоимостью всех товаров.

Американский экономист Ирвинг Фишер так выразил в математической форме равенство в денежном обращении?

Д·О = Ц ·Т,

где Д – предложение денег (или масса денег в обращении); О – скорость обращения (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки – переходит из рук в руки); Ц – средняя цена типичной торговой сделки; Т – количество продаваемых товаров.

Из данной зависимости можно вывести формулу товарных цен:

Это означает, что при неизменном количестве товаров цены возрастают при инфляции

Это означает, что при неизменном количестве товаров цены возрастают при инфляции (увеличении количества денег в обращении) и уменьшаются при дефляции (сокращении количества денег).

Сразу же возникает вопрос: кто же или что же обеспечивает выраженное в законе равенство денег и стоимости товаров?

Такое равенство достигалось и достигается совершенно по-разному в эпоху золотого стандарта и на современном этапе. Рассмотрим эти различия подробнее, обратив внимание на поведение покупателей.

В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечивалось как бы «автоматически». Как правило, в обращении постоянно находилось нужное для торговых сделок количество золотых монет. Когда у покупателей и продавцов появлялось излишнее количество денег, они переходили в разряд сокровищ. Если же деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, они поступали в обращение.

Привыкшие к устойчивому денежному обращению покупатели при вздорожании товаров действовали в соответствии с законом цены по массовому спросу (см. гл. 5). Вот та модель поведения покупателей, которая способствовала поддержанию равновесия величин стоимости товаров и денег:

- когда начиналась инфляция цен, люди были уверены, что это временное явление, поэтому переставали покупать вздорожавшие товары;

- излишнюю часть золотых монет население обращало в сокровище;

- в результате уменьшались размеры массового спроса, что, как известно, вело к дефляции – снижению цен.

В эпоху современных денежных средств уже нет прежнего автоматического поддержания равновесия потоков товаров и денег.

Это объясняется прежде всего тем, что нынешние деньги – в отличие от всех товарных эквивалентов – не имеют равную по величине внутренне присущую им стоимость.

Инфляция стала принимать поразительные размеры особенно во время и сразу после мировых войн. Так, в Австрии в 1921–1922 гг. наибольший месячный подъем цен достигал 134 %. Из-за этого в пивных барах посетители заказывали сразу две порции пива, ибо цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось.

Поэтому неудивительно, что в условиях инфляции складывалась новая модель поведения покупателей:

- потребители твердо верят в тенденцию роста цен;

- люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции);

- увеличение размеров массового спроса приводит в действие тот же закон цены по спросу. В результате сами покупатели подталкивают рост цен, что увеличивает их потери от инфляции.

Подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса.

Однако современные «сдвиги» в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.

Может ли общество обойтись без инфляции

В современных условиях действуют факторы, которые порождают инфляционное вздорожание цен на товары и услуги. Их можно разделить на внутренние и внешние факторы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы