Инфляция и устойчивость денежного обращения
К внутренним
относятся:
- во многих странах, как правило, государственные расходы превышают доходы. Тогда правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
- центральный банк нередко допускает чрезмерную эмиссию (выпуск) денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
- банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх возможности должников возвратить долги);
- монополии, выпускающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и часто добиваются этого;
- оборонные расходы государства обычно ведут к повышению спроса денег;
- увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.
Существуют и международные факторы
инфляции:
- государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы у других стран);
- банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск денег);
- рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен на них внутри страны;
- структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;
- войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.
Вряд ли нужно доказывать, что в современной экономике невозможно или очень трудно искоренить указанные выше факторы инфляционного роста цен. Стало быть, более реально вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями, иначе говоря, сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным (ползучим).
Опыт многих стран доказал эффективность следующих мер антиинфляционной политики государства.
1.
Проведение политики регулирования доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. Правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде «социального партнерства» – поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.
Например, в Японии ежегодно проводятся переговоры между бизнесменами и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. 3атем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы? 25–30 % ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции.
2.
Ограничение монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен.
Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию «Бритиш телеком» (имеющую 50 % продаж на рынке) выполнять следующие условия. Темпы роста тарифа на услуги корпорации должны быть на 3 % ниже среднегодового индекса цен в английской экономике.
3. Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан.
4.
Эффективное регулирование количества денег в обращении благодаря умелой денежной политике центрального банка. Об этом будет рассказано в гл. 14, в разделе о денежно-кредитной политике.
Статистические данные, приведенные в гл. 5 (табл. 5.3), показывают, что в высокоразвитых странах благодаря антиинфляционной политике достигнуты умеренные темпы инфляции.
Наконец, чтобы упорядочить и укрепить денежное обращение, государства проводят денежные реформы. Денежные реформы означают переход от одной денежной единицы к другой или частичное изменение денежной системы.
Истории известны следующие виды денежной реформы:
1) переход от одного денежного товара к другому (например, от медных денег к серебряным и от серебряных к золотым);
2) замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных денежных знаков разменными;
3) изменение в системе эмиссии денег (так, в 1913 г. в США право выпуска банкнот получили 12 федеральных резервных банков);
4) образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (например, после распада СССР новые национальные государства ввели свои денежные системы);
5) стабилизация, или упорядочение денежного обращения. Оно может осуществляться различными методами.