Смешанная система управления

Кто «за» и кто «против» государства

С тех пор как государство решительно вторглось в сферу управления национальным хозяйством, экономисты на Западе разделились на два противоположных лагеря. Одни выступают за свободный рынок, другие – за государственное регулирование хозяйственной деятельности. Эта борьба за передел сфер влияния государства и рынка на экономику особенно обострилась с 1980-х гг. Полями теоретических сражений являются важные стороны макроэкономического регулирования.

О том, какие позиции отстаивают сторонники свободного рынка и поборники централизованного государственного управления, дает представление табл. 13.1.

Таблица 13.1

Сравнительный анализ взглядов сторонников государственного и рыночного регулирования

Сравнительный анализ взглядов сторонников двух противоположных макроэкономических

Сравнительный анализ взглядов сторонников двух противоположных макроэкономических регуляторов подводит нас к следующим выводам:

1.

Приведенные в табл. 13.1 взгляды двух групп экономистов выражают такие крайности, которые взаимно отрицают предельное развитие того или иного способа регулирования.

2.

В реальности ни в одной стране не существует как полного подчинения экономики государству, так и рыночного саморегулирования макроэкономики. Стало быть, спор «за» или «против» государства как единственного регулятора всего национального хозяйства является беспочвенным, безосновательным.

Поэтому необходимо продолжить поиск действенного механизма управления макроэкономикой.

«… Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами».

Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.

Каковы основные черты новой системы управления

Новая система регулирования национального хозяйства основывается не на одном, а на двух действующих механизмах. В ней соединены положительные качества государственного и рыночного воздействия на хозяйственную деятельность. Такое соединение позволяет добиться суммарного эффекта, который превосходит результативность отдельных типов управления.

Так, тип смешанного управления

позволяет в наибольшей мере достичь высших целей развития национальной экономики:

- эффективности хозяйствования;

- устойчивости экономического роста;

- социальной справедливости.

Важно заметить: более высокий результат развития национальной экономики достигается потому, что эффективность рыночного хозяйствования сочетается с экономической политикой государства, направленной на обеспечение устойчивости экономического роста и достижения большей социальной справедливости.

Смешанная система управления включает качественно новые совместимые между собой элементы.

а) регулируемый рынок (см. гл. 5);

б) регулирующую деятельность правового и демократического государства, использующего разнообразные, в первую очередь экономические способы воздействия на хозяйственную деятельность.

Смешанная система управления

– современный тип управляющего воздействия на хозяйственную деятельность, соединяющий регулируемый рынок и правовое государство, использующее преимущественно экономические методы руководства.

«Экономические инструменты совершенно необходимы, чтобы общество сумело найти золотую середину между принципом неограниченной свободы предпринимательства (т. е. рыночными механизмами) и демократическими «правилами дорожного движения»: хорошая смешанная экономика – это, если необходимо, ограниченная смешанная экономика. Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно».

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.

Страны мира во многом различаются по степени развития рыночных отношений и регулирующей роли государства. В силу этого возможно большое многообразие вариантов смешанного типа управления макроэкономикой.

Что представляют собой варианты смешанной системы

В разных странах существует множество моделей смешанной системы управления экономикой. Они различаются по:

- сферам действия рынка и государства;

- функциям регуляторов;

- формам и методам государственного управления хозяйством. Мы ограничимся анализом двух моделей.

Первая предполагает минимальное участие государства

в регулировании экономики. Например в США около 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Сторонники этой модели признают необходимость государственного регулирования макроэкономики, по крайней мере, в следующих направлениях:

Перейти на страницу: 1 2

Поиск
Разделы