Стадии экономического прогресса

Отсюда важно прежде всего представить наибольшее количество продукции определенного вида, которое общество может изготовить исходя из имеющихся ресурсов и потребностей. Для пояснения этой экономической задачи приведем простой условный пример.

Рис. 1.5. График производственных возможностей

Рис. 1.5.

График производственных возможностей

Допустим, правительство страны должно решить, для каких целей использовать наличные ресурсы. Есть два варианта: их можно направить на производство 600 млн штук предметов потребления или на внедрение на предприятиях 200 млн новых технических средств. Исходя из этих данных, можно построить график производственных возможностей – кривую, которая очерчивает границу полного применения хозяйственных ресурсов (рис. 1.5).

На графике вертикальная ось абсцисс показывает предельное количество технических средств, которое можно произвести исходя из имеющихся ресурсов, а горизонтальная ось ординат – предельное количество предметов потребления, которые можно изготовить при том же количестве ресурсов.

Но совершенно очевидно, что общество должно отвергнуть крайние, предельные, варианты – и первый, и второй. Ибо было бы ошибочно и пагубно направить все ресурсы на удовлетворение лишь одного вида потребностей. Жизненно важно решить задачу выбора: определить, какие виды продукции создавать одновременно и чему отдать предпочтение в данный период времени.

Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском предметов потребления и технических изделий. Если, допустим, предполагается вместо 200 млн технических средств произвести 100 млн, то это позволит довести выпуск предметов потребления до 300 млн штук. Как правило, общество выбирает тот вариант развития производства, который лучше увязывает назревшие потребности людей с реальными производственными возможностями.

B крупных государствах производятся сотни тысяч и миллионы видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это, естественно, делает необычайно сложными задачи лучшего использования производственных возможностей, экономического выбора создаваемых полезных вещей и лучшего удовлетворения разнообразных потребностей членов общества.

Практика хозяйственной деятельности убедительно доказала справедливость следующего требования к экономическим расчетам. При сопоставлении объема выпуска продукции с затратами ресурсов на ее изготовление важно определять эффективность производства.

Эффективность производства (Э)

– отношение объема изготовленных благ (О)

к величине затрат факторов производства (Ф): Э

= О/Ф.

Рост эффективности хозяйствования означает, что при тех же ресурсах можно выпустить больше благ.

Попробуем подсчитать результативность производства на двух предприятиях, выпускающих одинаковый спортивный инвентарь.

На первой фабрике за год выпущено изделий на сумму 30 млн руб., а израсходовано ресурсов на сумму 10 млн руб. На второй фабрике создано продукции на 40 млн руб., а затрачено ресурсов на 20 млн руб. Эффективность производства в первом случае составляет 3 млн руб. продукции на 1 млн затрат, а во втором случае получено соответственно 2 млн руб. на 1 млн руб. затрат ресурсов. Стало быть, первая фабрика работает более эффективно, чем вторая.

Обратным показателем эффективности производства является ресурсоемкость в расчете на изделие.

Ресурсоемкость (Ре)

показывает, сколько истрачено ресурсов (P)

в расчете на единицу выпущенной продукции (весь объем продукции – О): Ре

= Р/О.

Естественно, что люди экономически заинтересованы в том, чтобы выпуск полезных благ возрастал благодаря повышению эффективности производства или снижению ресурсоемкости изделий (экономии хозяйственных затрат).

Теперь важно уяснить: когда и при каких условиях можно достичь такого полезного результата?

Экономическая история свидетельствует, что с начала зарождения хозяйственной деятельности факторы производства изменялись медленно и незначительно на протяжении веков. Не удивительно, что такие традиционные факторы не обеспечивали значительного роста эффективности использования ресурсов.

Но с XVI–XVII вв. начались революционные перевороты в естествознании (выдающиеся открытия Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона и др.). После этого наука стала превращаться во все более мощный двигатель производства. Главную роль здесь сыграли коренные перевороты в технических средствах труда (изобретение сначала паровых двигателей, а затем электротехнических систем).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Поиск
Разделы