Государственный бюджет

Представляется несомненным, что нормальным состоянием государственного бюджета является равенство его доходной и расходной частей. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

Однако нередко государство тратит больше денег, чем оно получило доходов. Так образуется бюджетный дефицит. Чтобы преодолеть этот дефицит, правительства многих стран прибегают к печатанию новых денег, увеличению внутреннего долга (продаже государственных ценных бумаг фирмам или населению), пользуются международными кредитами. Только благодаря эффективному использованию денежных средств в ряде государств достигается бюджетный профицит (превышение доходов над расходами).

Каков государственный бюджет России

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались на выполнение директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно.

О соотношении доходов и расходов консолидированного государственного бюджета (объединенного бюджета всех территориальных единиц страны) можно судить по следующим статистическим данным ряда стран за 2002 г. В Великобритании доходы (в млрд английских фунтов стерлингов) составили 379 и расходы – 394; в Германии (в млрд евро) соответственно 641 и 681; в США (в млрд долларов США) – 1946 и 2069; во Франции (в млрд евро) – 156 и 140.

Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70 %). Подоходный налог с населения составлял менее 10 % доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такое предельно централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом.

С самого начала преобразований национального хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.

В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания – в декабре соответствующего года. Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было получено 74 % доходов к утвержденному бюджету, а расходы составили 77 %. В бюджете не предусматривались необходимые меры по улучшению социального положения основной части населения. Для 1990-х гг. характерным был постоянный бюджетный дефицит.

Решение созидательных задач развития российской экономики потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 г. и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2000 г. С 2000 г. для бюджета государства характерен профицит, при котором (как это видно из табл. 14.1) доходы бюджета превышают расходы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы