Денежно-кредитная система страны

Итак, устанавливая и пересматривая официальную процентную ставку по рефинансированию (кредитованию банковской системы), центральный банк ограничивает или расширяет денежную массу в обращении, регулирует спрос коммерческих банков на кредитные средства.

3. Регулирование норм обязательных резервов банков.

Государство, как правило, в законодательном порядке обязывает все кредитные организации хранить минимальный объем наиболее ликвидных денежных средств (в форме наличных денег в кассе банка или вкладов в центральном банке). При этом устанавливается доля обязательных резервов во всей сумме банковских средств. Эти резервы призваны обеспечивать обязательства коммерческих банков по депозитам (вкладам) своих вкладчиков. Обязательные резервы центральный банк использует для регулирования объема денежной массы в стране.

При увеличении нормы минимальных резервов коммерческие банки вынуждены сокращать объем кредитных средств. Если же эта норма снижается, банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение. Однако этот инструмент является негибким средством регулирования денежного обращения и может наносить вред банковской деятельности. Поэтому с развитием финансовых рынков в ряде стран жесткие резервные требования были отменены.

В современной мировой экономике финансовая и денежно-кредитная системы не замыкаются в рамках отдельных стран. Они обретают новые масштабы и формы развития. Об этом мы расскажем в заключительной главе учебника. Краткие обобщения и выводы

1.

Финансы – это денежные средства, которые образуют доходы и расходы субъектов хозяйствования. Они подразделяются на первичные (принадлежащие домашним хозяйствам и предприятиям) и вторичные (государственные).

2.

Со второй половины XX в. сложились новые направления финансирования макроэкономики, которые потребовали многократного увеличения объемов государственных финансов. К их числу относятся? а) затраты на научные исследования; б) инвестиционные средства на улучшение воспроизводства общественного капитала; в) оборонные расходы; г) затраты на воспроизводство квалифицированной рабочей силы; д) средства на расширение потребительского рынка; е) затраты на социальные цели.

3. Финансовое регулирование макроэкономики осуществляется с помощью двух рычагов: а) налогообложение юридических и физических лиц влияет на размер личного располагаемого дохода граждан и величину чистой прибыли; последние переменные величины воздействуют на объем макроэкономического спроса; спрос сказывается на степени деловой активности работников и предпринимателей, что, естественно, ведет к изменению объема национального дохода общества; б) финансовые затраты государства влияют на величину макроэкономического спроса; спрос воздействует на степень деловой активности участников производства, что в конечном счете ведет к изменению объема производства.

4.

Государственный бюджет – это сбалансированный перечень доходов и расходов государства за определенный период времени. Во второй половине XX в. бюджет государства превратился в мощный регулятор экономики. Нормальным состоянием бюджета является равенство его доходной и расходной частей. Нарушение такого равенства ведет к бюджетному дефициту или профициту.

5.

В России в 1990-х гг. ежегодно составлялся нереальный бюджет с постоянным дефицитом, что отрицательно сказывалось на социально-экономическом положении страны. С 2000 г. исполнение бюджета завершается образованием профицита. Стратегическая бюджетная политика государства предусматривает: а) существенное снижение налоговой нагрузки на экономику; б) социальную поддержку наиболее нуждающихся граждан; в) концентрацию финансовых ресурсов для обеспечения безопасности страны, совершенствование судебной системы; воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы; борьбу с бедностью; г) снижение зависимости бюджетных доходов от текущего состояния мировых цен; д) создание эффективной системы управления государственными финансами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Поиск
Разделы