Мировой рынок товаров, услуг и валют

Современная международная торговля: что изменилось на рубеже XX–XXI вв.

Во второй половине XX в. на мировом экономическом пространстве развились известные нам тенденции? углубилось международное разделение труда, интернационализация производства, иную направленность получили миграция капитала и рабочей силы, усилилась региональная интеграция государств. Эти и другие перемены вызвали серьезные качественные и количественные изменения международной торговли. Что же нового появилось в международных торговых отношениях?

Первая перемена на мировом рынке. Современный мировой рынок очень расширился за счет увеличения количества стран с открытой экономикой. Основной показатель такой открытости – отношение величины импорта и экспорта данной страны к величине валового внутреннего продукта. Государства в мире сильно различаются по степени открытости экономики. Естественно, что в странах с открытой экономикой рынок состоит из отечественных и зарубежных товаров. Правда, предельно допустимая доля импортных товаров, как правило, не должна превышать 40 % всех предметов потребления и медицинских средств. В 1990-е гг. в России такая доля доходила до 70 %, что создавало угрозу экономической безопасности страны.

Вторая перемена в мировой торговле. Новым моментом в торговых связях стали серьезные изменения в характере и значении экспорта стран с открытой экономикой. Прежде всего существенно изменилась направленность экспорта. Еще в середине XX в. из индустриально развитых стран промышленные товары вывозились в колонии и зависимые страны. В обратном направлении шел поток сырья и энергоносителей. В настоящее время по старому маршруту направляется примерно половина всего экспорта. Другая часть идет из одних западных государств в другие. Это обусловлено новым этапом международного разделения труда и интернационализацией производства в эпоху НТР.

В современный период значительно возросла роль экспорта в обеспечении экономического роста национального хозяйства. Это, в частности, подтверждается тем, что экспорт всех стран дает около 1/5 совокупного мирового ВНП (в западноевропейских странах этот показатель выше).

Механизм воздействия экспорта на экономический рост состоит в следующем. Экспортный заказ первоначально увеличивает выпуск продукции и вместе с тем повышает расход заработной платы работников экспортного производства. Образовавшиеся здесь доходы (заработная плата и прибыль) поступают в смежные отрасли хозяйства. В них возрастает выпуск средств производства для экспортных предприятий и расширяется изготовление предметов потребления для работников этих предприятий. В свою очередь средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в экономически связанные с ними фирмы третьего эшелона и т. д.

«Наше время – эпоха всемирного рынка. Деньги, товары и информация пересекают границы государств гораздо быстрее и проще, чем когда-либо в прошлом. Раньше мы имели дело с людьми, жившими с нами рядом или в соседнем городе, покупали чаще всего местные товары. Сегодня же мы мчимся в «мировом» автомобиле. Взгляните на него или на современный компьютер. В них объединены детали, труд, капитал и информация со всего мира».

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.

Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

- увеличиваются занятость работников, выпуск продукции и доходы;

- уменьшается возможность кризисов перепроизводства (излишняя для данной страны продукция вывозится за рубеж);

- возрастает сумма полученной государством иностранной валюты;

- укрепляются государственные финансы.

Что касается импорта, то он оказывает на национальное хозяйство прямо противоположное воздействие по сравнению с экспортом.

Третье изменение на мировом рынке. Во второй половине XX в. основное направление долговременных структурных сдвигов в международном товарообороте состоит в существенном сокращении удельного веса сырьевые продуктов и соответствующем увеличении доли готовые изделий обрабатывающей промышленности (особенно высокотехнологичных). Всевозрастающее значение приобретают экспорт и импорт разного рода услуг, продукции индустрии развлечений, духовной культуры, информации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы