Мировой рынок товаров, услуг и валют

Страны ОЭСР выступают как основные экспортеры наукоемких товаров, в то время как развивающиеся государства – преимущественно как их импортеры. Большинство последних превратилось в постоянных поставщиков сырьевых и энергетических ресурсов.

Четвертое изменение на мировом рынке. Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем цен на мировом рынке.

Мировые цены – денежное выражение (в конвертируемой валюте, которая свободно обменивается на валюты других стран) стоимости товара, продаваемого на мировом рынке. Основу мировой цены составляют средние издержки производства основных производителей определенного вида продукции.

В международной торговле мировая цена выступает как цена основных продавцов и покупателей, крупных центров международной торговли. По отдельным видам товаров традиционно сложились центры формирования мировых цен (например, на золото, цветные металлы – Лондонская биржа, импортная цена на уголь – западноевропейские порты и т. п.).

В США, которые обладают независимой и самодостаточной экономикой, в 1990 г. доля экспорта и импорта достигала 12 % ВВП. В то же время страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии и многие другие имеют хозяйство, ориентированное на международную торговлю (объемы их импорта и экспорта доходят до 50 % ВВП).

Для современного мирового рынка характерны следующие тенденции в изменении цен: а) возрастают мировые цены на изделия обрабатывающей промышленности и готовые наукоемкие продукты, создаваемые в странах с постиндустриальной экономикой, б) часто снижаются цены на сырьевые продукты, особенно производимые в развивающихся странах.

Для мирового рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных фирм, контролирующих этот рынок, реализуется от 70 до 90 % всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие блага, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цены. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими товары и относительно низкие – на закупаемые. Все это не позволяет правильно определять выгодность международной торговли для стран, которые специализируются на выпуске товаров с наименьшими издержками производства.

Национальное антимонопольное законодательство, естественно, регулирует поведение фирм лишь на внутреннем рынке. Причем правовые нормы, действующие в различных странах, вступают в противоречие друг с другом. В связи с этим назрела острая необходимость в разработке международных правил, эффективно регулирующих глобальную конкуренцию и ценообразование на мировом рынке. С 1997 г. к этому делу подключилась Всемирная торговая организация. Предполагается, что международные правила будут предусматривать контроль за деятельностью монополий на мировых рынках и включать санкции (меры воздействия) к нарушителям антимонопольного законодательства.

Пятое изменение в мировой торговле. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Для мировой торговли типичен, например, такой факт. В начале 1998 г. индекс средних мировых цен на готовые изделия превышал уровень 1980 г. на 44 %. Но за это время цены на нефть упали на 43 %, а цены на неэнергетическое сырье – на 11 %. Снижение реальных цен на сырье объясняется рядом причин. В их числе – удешевление добычи минерального сырья и снижение издержек в производстве сельскохозяйственных продуктов.

Протекционизм –

система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины (налоги с импортных товаров), запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы