Мировой рынок товаров, услуг и валют

Что касается рыночного валютного курса, то он не может обеспечить равенства национальных стоимостных показателей при их международных сопоставлениях. Этот непреодолимый недостаток объясняется следующими причинами:

- при частых колебаниях спроса и предложения валют на национальных и международных рынках валютные курсы могут внезапно падать или повышаться, скажем, на 10–20 % в год. При этом стоимость товаров может оставаться неизменной;

- валютный курс способен более или менее отразить существующие рыночные соотношения стоимости товаров и денег в краткосрочном периоде времени. Однако этот курс может сильно изменяться в долгосрочном периоде времени;

- рыночные курсы валют серьезно различаются во многих странах, что зависит от разных национальных условий хозяйственного развития;

- валютные курсы не отражают сравнительную покупательную способность национальных валют на внутренних рынках разных стран.

Значит, очевидно: рыночные валютные курсы совершенно неприемлемы для определения равного соотношения между денежными единицами разных стран.

Существует ли какой-то выход из этого тупикового положения?

Решение было найдено. По инициативе Организации Объединенных Наций с 1970 г. регулярно рассчитываются паритеты покупательной способности национальных валют. Этим обеспечиваются обоснованные сопоставления макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики.

Паритеты покупательной способности

(ППС) представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки определенного стандартного набора товаров и услуг за одну денежную единицу базовой страны. Предположим, для покупки в США условной корзины товаров необходимо затратить 100 долл. Для приобретения той же корзины товаров в России с учетом покупательной способности российской валюты необходимо иметь 220 900 руб. (в ценах 1996 г.)

О колебаниях валютных курсов в течение длительного времени говорит такой факт. Официальный курс японской иены по отношению к российскому рублю составлял: за 10 иен в 1993 г. платили 110 руб., в 1997 – 458, в 1998 (за 100 иен) – 18, в 2002 г. (за 100 иен) – 27 руб.

Таблица 15.2

Паритеты покупательной способности и валютные курсы в 1999 г.

Паритет покупательной способности облегчает соизмерение уровня цен в разных странах.

Паритет покупательной способности облегчает соизмерение уровня цен в разных странах. Сопоставимый уровены цен

рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. О сопоставимом уровне цен мы можем судить по данным табл. 15.2.

Наблюдаемое в табл. 15.2 различие между ППС и рыночным валютным курсом позволяет выявить «более дешевые» или «более дорогие» страны по сравнению с другими государствами. Даже туристы иногда пользуются показателями сравнительного уровня цен, чтобы выделить «дешевые» страны (с низким национальным уровнем цен) и отличить их от «дорогих» (с высокими значениями данных показателей).

Использование ППС позволяет исправить недостатки рыночных валютных курсов, возникающих при определении степени развития экономики разных стран. Эти недостатки выражаются в том, что уровень производства стран с невысоким уровнем доходов (скажем, Индия, Китай) оказывается заниженным. Это объясняется тем, что в этих государствах значительная часть продукции создается в трудоемких отраслях хозяйства, которые оцениваются очень дешево. Об этих фактах можно судить по сведениям, приведенным в табл. 15.3.

Таблица 15.3

ВВП при использовании рыночных валютных курсов и ППС

Как видно из данных табл. 15.3, при использовании показателя ППС уровень валового

Как видно из данных табл. 15.3, при использовании показателя ППС уровень валового внутреннего продукта Индии в 4 раза превышает уровень, рассчитанный на основе рыночного валютного курса, а ВВП Китая – в 5 раз. В этом случае Китай занимает 3 место в мире по экономической мощи.

Стало быть, мы рассмотрели важнейшие явления, которые характерны для развития современной мировой экономики. А именно? интернационализацию производства, международную миграцию капитала и рабочей силы, региональную интеграцию, новые процессы в развитии мирового рынка товаров, услуг и валют.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы