Задачами статистики являются
1) переход статистики на международную систему учета и статистики . Первый этап реформирования российской статистики по государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики был до 1996 г. В результате этого этапа определился состав статистических показателей, который отражает различные аспекты экономики, создан единый государственный регистр предприятий и организаций, создана единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Сформировались основные социальные показатели, которые характеризуют занятость, уровень жизни, рынок труда, социальную защиту населения и др. Сформировались укрупненные экономические счета макроэкономических показателей в области цен, финансов и денежного обращения, потребительского рынка и др.;
2) разработка СНС и реформирование статистического наблюдения . В информационном блоке СНС первичные данные о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов занимают важное место. Перестройка общеметодологических основ государственной статистики на принятую в международной практике систему учета и статистики потребует уточнений и пересмотра первичных форм учета. Поэтому Госкомстат России по мере необходимости будет вносить изменения и дополнения в унифицированные формы первичной учетной документации, а также производить дальнейшую разработку унифицированных форм первичной учетной документации.
Унифицированными формами для всех юридических лиц являются:
П1
– сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг – представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;
П2
– сведения об инвестициях – представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;
П3
– сведения о финансовом состоянии организации – представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных учреждений), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;
П4
– сведения о численности, заработной плате и движении работников – представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями; юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера;
По данным формам средние и крупные предприятия отчитываются ежемесячно, а малые только за год (кроме П4, по которой расчеты ведутся также ежемесячно).
П5 (м)
– основные сведения о деятельности организации – представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера;
3) интеграция и гармонизация в международную систему .
Классификаторы международного стандарта, используемые в статистической отчетности:
1) ОКУД – общероссийский классификатор управленческой документации;
2) ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций;
в) ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
г) ОКТМО – общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
д) ОКОГУ – общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
е) ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
ж) ОКФС – общероссийский классификатор форм собственности;
з) ОКОПФ – общероссийский классификатор организационно-правовых форм.
Это основные классификаторы, но также используются и другие.
Статистическая информация, получаемая в результате наблюдения, необходима для предоставления органам государственного управления, для обеспечения информацией руководителей предприятий, компаний и т. д., для информирования общественности об основных тенденциях развития.
Организация статистики финансов требует решения следующих задач: технического сбора данных, концептуальных задач, задач методологического характера.
Основные статистические термины, используемые в статистике финансов.
Институциональные единицы