Статистика финансов

К таким факторам относятся:

1) численность налогоплательщиков (ni );

2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si );

3) процентная ставка налога (Кi ).

Произведение уровней трех названных факторов дает сумму уплаченного налога (Ui ):

Ui = ni × Si × Кi .

Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора применяется индексный метод анализа. Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков, сумму полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога. Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина национального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эластичности.

Информационным источником является отчетность об исполнении бюджета.

Важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны считается эффективная ее бюджетная система, так как из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, науки, образования, здравоохранения и т. д. В связи с этим необходимо постоянно проводить финансовый мониторинг бюджетной системы РФ.

Выполненные на основе данных статистики результаты анализа современного состояния и тенденций развития бюджетной системы России свидетельствуют о следующем:

1) в бюджетной системе РФ собирается значительная часть финансовых ресурсов страны. Доходы консолидированного бюджета России вместе с доходами внебюджетных фондов в 2005 г. составили 9421 млрд руб., или 43,6 % валового внутреннего продукта (ВВП);

2) финансовые ресурсы, концентрируясь в бюджетной системе РФ, имеют свойство увеличиваться. За период с 1996 по 2005 гг. доходы консолидированного бюджета РФ увеличились с 558,5 до 7611,6 млрд руб., или с 27,8 до 35,2 % ВВП. Возросли доходы внебюджетных фондов с 159,6 до 1810,1 млрд руб., или с 7,9 до 8,4 % ВВП;

3) в период с 1998 по 2005 гг. происходила наиболее сильная централизация бюджетных средств на федеральном уровне РФ. Если в 1998 г. в федеральном бюджете РФ собралось 47 % доходов консолидированного бюджета страны – 686,8 млрд руб., в 2002 г. эта величина составила 51 %, то в 2003 г. она увеличилась до 62 %. Доходы федерального бюджета в 2005 г. составили 4979,8 млрд руб., или 65,4 % от консолидированного бюджета РФ. В 2006 г. (по данным за январь-апрель месяцы) их удельный вес в консолидированном бюджете увеличился до 69,4 %. На федеральном уровне в 2005 г. было сформировано 85 % доходов внебюджетных фондов;

4) особенность российской бюджетной системы состоит в превышении расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышении доходов федерального бюджета над его расходами. Данное явление противоречит общемировой практике, так как в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.

По результатам анализа видно, что бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов.

Так как в последние годы наблюдалось сокращение доходов местных бюджетов, то произошло это в связи с принятием части II Налогового кодекса РФ (НК РФ), который отменил основной для муниципалитетов местный налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, ввел плоскую шкалу подоходного налога, централизовал в федеральном бюджете весь НДС, отменил налог с продаж. Одновременно Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип их сбалансированности, т. е. предусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия. Органы местного самоуправления в сложившихся условиях были поставлены в полную зависимость от решений федеральных и региональных органов власти и отчислений от налогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху. Местные налоги и сборы должны были стать основой самостоятельности местных бюджетов. Однако их перечень, в соответствии со ст. 15 НК РФ, был ограничен пятью налогами и сборами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц, налогом на рекламу, на наследование или дарение и местными лицензионными сборами. В связи с этим в местные бюджеты были переданы наиболее трудоемкие (по сбору) и малопроизводительные (по доходности) налоги. Значительные изменения произошли и в расходной части территориальных бюджетов. После того, как практически все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, основная часть расходов, связанных с жизнеобеспечением населения, стала финансироваться за счет территориальных бюджетов, и резко возросла на них нагрузка. То есть, общегосударственные расходы на социально-культурные мероприятия финансируются за счет территориальных бюджетов на 82 %, из них региональных – на 25 %, местных – 57 %. Исходя из сложившихся обстоятельств, темпы роста расходов территориальных бюджетов стали существенно опережать темпы роста доходов. Это привело к усилению несбалансированности между возложенными на территориальные бюджеты финансовыми обязательствами и реальными возможностями по их выполнению, и главной проблемой территориальных органов власти стало обеспечение текущих расходов социальных объектов, а на второй план ушло финансирование капитальных расходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Поиск
Разделы