Статистика финансов

Сформированный субъектом РФ инвестиционный фонд целесообразно использовать не на государственное кредитование инвестиционных проектов, а на компенсацию части процентной ставки по кредитам, выданным хозяйствующим субъектам коммерческими банками. Такая форма бюджетной поддержки инвестиционной деятельности на сегодняшний день является наиболее эффективной. Исследования показывают, что при использовании фонда развития регионального бюджета на компенсацию части процентной ставки за кредит, получаемый предприятиями вместо прямого кредитования заемщиков, увеличивается инвестиционная база примерно в 17 раз. Если использовать действующую в стране в настоящее время ставку рефинансирования в размере 12 %, то величина компенсации процентной ставки в размере 0,5 от ставки рефинансирования позволит на 1 руб. средств инвестиционного фонда компенсировать процентную ставку для 16,7 руб. частных инвестиций (16,7 руб. = 1 руб. / 0,06, где 0,06 = 0,12 × 0,5). Если ставки рефинансирования снижаются, то сумма привлечений частных инвестиций увеличивается, т. е., например, при снижении ставки до 10 % можно будет увеличить привлечение частных инвестиций на 1 руб. бюджетных средств до 20 руб. (1 / 0,05 = 20).

Опытом правительства Москвы подтверждается эффективность использования бюджетных средств в данном направлении. То есть, по итогам 2000 г. по банковским кредитам сумма процентных платежей из бюджета г. Москвы составила порядка 87 млн руб., объем привлеченных кредитных ресурсов – около 2 млрд руб., а дополнительные налоги предприятий выросли на 979 млн руб. по сравнению с плановыми показателями, т. е. на 979,0 / 87,0 = 11,3. Отсюда следует, что каждый рубль бюджетных средств из инвестиционного фонда обеспечивает в размере 11,3 руб. дополнительные налоговые доходы.

Использование средств инвестиционного фонда в полной мере позволит субъектам РФ не только своевременно выплачивать проценты и вернуть сумму инвестиционного кредита в федеральный бюджет, но и также включить механизм самовозрастания инвестиционных средств за счет собственных источников, которые получены от дополнительных налоговых доходов. Это в конечном итоге обеспечит им самостоятельную поддержку инвестиционных процессов на своей территории.

Стоит отметить, что в настоящее время есть все предпосылки для осуществления предлагаемой модели укрепления субнациональных бюджетов. Одновременно реализация предложенной модели взаимодействия участников бюджетной системы потребует от субъектов РФ иного подхода к управлению территориальными бюджетами, чем тот, который сложился. Принцип управления обязательствами, провозглашенный в рамках реформирования межбюджетных отношений, должен уступить место принципу управления бюджетными доходами. Другими словами, должны будут функционировать субъекты бюджетного планирования наподобие эффективно работающих «Центров прибыли» сложноструктурированных корпораций.

Должна быть переориентирована деятельность субъектов бюджетного планирования на разработку стратегических планов бюджетной поддержки инвестиционной деятельности, которой необходимо стать органической частью инвестиционной стратегии данного административно-территориального образования. Форму бизнес-плана будет иметь среднесрочный план использования средств инвестиционного фонда, это позволит поднять бюджетное планирование на более качественный уровень. Предлагаемая технология разработки субъектом РФ документов перспективного характера в целом будет осуществляться по цепочке «инвестиционная стратегия АТО – программа бюджетной поддержки инвестиционной стратегии – мероприятия в рамках программы, дифференцирующей поддержку разных отраслей или секторов экономики». Нефункциональное управление бюджетными доходами АТО, которое может быть оценено по выполнению контрольных цифр относительно роста бюджетных доходов, будет говорить о неэффективной работе территориального органа управления.

В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов статистика государственного бюджета осуществляется на кассовой основе.

В СНС – на основе начисления сумм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Поиск
Разделы