Что такое обычная депрессия?

Депрессия в экономике представляет собой одну из фаз экономического цикла. Экономическим циклом называется чередование, повторение однотипных состояний экономики, называемых фазами цикла. Экономический цикл часто называют также «деловой цикл», «цикл деловой активности», «торговопромышленный цикл», «бизнес-цикл» и т.п. Все эти названия являются синонимами, и мы будем использовать термин «экономический цикл». Ниже приводится описание фаз, и начнем мы с фазы экономического кризиса. Подчеркнем, что пока мы не приводим теоретического объяснения цикла, а ограничиваемся описанием наблюдаемых явлений (теоретической загадке цикла посвящен следующий раздел).

A) Предвестником классического кризиса является накопление непроданных запасов готовой продукции. Когда продавцы видят, что они не могут сбыть произведенное по тем ценам, на которые рассчитывали, они прекращают заказывать новые товары для пополнения товарных складов и полок магазинов. Через какое-то время признаки кризиса становятся явными – начинается обвальное падение цен практически всех товаров и услуг.

Поскольку цены на средства производства определяются доходностью того, что можно производить с их помощью, вслед за ценами на товары падают цены и на материальные активы – дешевеет промышленное оборудование, фабричные здания, складские запасы, строительная техника, офисные помещения, шахты, буровые вышки. Обесцениваются акции соответствующих компаний. Акции, цены на которые взлетели до невиданных высот во время бума, дешевеют в разы, иногда – в десятки и сотни раз. Это означает гигантские финансовые потери для тех, кто купил акции, особенно в период бума и перед самым крахом.

Если в стране имеется развитый фондовый рынок (рынок акций с ежедневной торговлей по формальным правилам и публикацией итогов сделок в деловых и общедоступных СМИ), то он выполняет функции экономического барометра. Профессионалы рынка, политики и публика следят за индексами акций (сводные показатели состояния фондового рынка в целом), гадая, является ли падение цен началом кризиса или оно представляет собой обычные колебания.

Итак, вслед за падением цен на готовую продукцию падают цены на средства производства. Люди являются одновременно производителями и потребителями. Как производители, они получают доходы: предприниматели – прибыль, работники – заработную плату. Как потребители, они делают покупки. В условиях сокращения доходов они начинают отказываться от покупок. Этот процесс имеет свою последовательность – вначале откладываются те траты, которые в новых условиях представляются наименее необходимыми (например, путешествия или смена автомобиля). Замирают стройки – ведь нельзя продать даже готовые здания – жилые дома, склады, офисные комплексы и т.д. Затем дело доходит до отказа от других привычек, сформированных до кризиса – скажем, вместо того, чтобы ходить в кино каждую неделю, люди ограничиваются походом в кинотеатры раз в месяц или реже. Здесь важно то, что кризис затрагивает всех – массовый отказ от походов в кино разоряет владельцев кинотеатров, одновременная приостановка строительства практически всех новых жилых домов разоряет строительные компании, что, в свою очередь, резко снижает цены на рынке строительных материалов. Дилеры не могут продать автомобили и перестают заказывать новые у автозаводов. Произведенные, но непроданные машины загромождают производственные площади, а на банковские счета автомобильных компаний перестает приходить выручка. Они перестают закупать или резко снижают закупки металла и комплектующих и т.д.

То, что вчера было предметом ажиотажного спроса, сегодня отдается по любой цене. Но покупатели редки – сбережения многих были потрачены в период эйфории, а производство стоит – значит, нет зарплаты.

B) Экономисты называют депрессией ту фазу экономического цикла, которая наступает после кризиса и быстрого спада. Массовые банкротства и безработица, прекращение множества строительных проектов, начатых в фазе бума, растерянность и апатия общества – все это характерно для фазы депрессии.

Однако в ее недрах идет не всем видимая работа. В период депрессии имеет место чрезвычайно низкий (по сравнению с докризисным периодом) спрос на то, что люди покупали до кризиса, но какие-то товары и услуги люди покупают каждый день. Падает спрос на предметы роскоши, милые безделушки, увеселительные поездки, хорошую одежду и обувь. Сохраняется и даже растет (за счет новых покупателей) спрос на постное масло, лук, спички, носки, картошку и т.п.

Кроме того, после – и вследствие! – кризиса выявляются те товары и услуги, которые люди признают стоящими и тогда, когда у них становится меньше денег. До Великой депрессии в Нью-Йорке работало 86 театров. В период депрессии их осталось 28, в остальные публика перестала ходить и они закрылись. Таким образом, кризис и депрессия имеют важную общественную функцию – в этот период выясняется, какое заведение, по мнению зрителей, является театром, а какое нет.

Перейти на страницу: 1 2 3

Поиск
Разделы