Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв

Однако в целом экономическое развитие Московского государства в конце XVI-нач. XVII вв. было сопоставимо с XIII–XIV столетиями в Западной Европе. При отсутствии хороших сухопутных сообщений и замерзаемости рек торговый оборот шел очень медленно; торговый капитал часто оборачивался только один раз в год. Дороги, непроезжие из-за топей и лесов, также были опасны по причине грабежей. Кроме того, тяжелым бременем на торговлю ложились всевозможные торговые сборы, таможенные пошлины, проездные, тамга, мостовщина, мыт и пр.

Важной характеристикой русского купечества была его роль посредника-оптовика: скупка товара у ремесленников и крестьян для последующей перепродажи с прибылью. Это определялось:

♦ недостатком капиталов и кредита у основной массы торговцев;

♦ низкой покупательной способностью населения, не допускающей узкой специализации в торговле;

♦ традицией хозяйственного поведения, требующей хранения продуктов с запасом.

Профессиональное купечество было неоднородным. Купеческая элита состояла всего из 13 гостей, имевших капитал от 20 до 100 тыс. руб. Средний слой включал 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотен, освобожденных от посадского тягла, но раз в 2–6 лет (в зависимости от количества членов сотни) выполняющих правительственные поручения (покупка товаров для казны, несение таможенной и налоговой службы и т. д.). Низший слой составляли наемные работники.

Категории наемных торговых работников:

♦ приказчики, выполняющие функции компаньона;

♦ сидельцы, работающие в лавке на условиях контракта;

♦ разносчики, осуществляющие торговлю с «лотка» в «разноску»;

♦ люди, находящиеся в личной зависимости от купца (как правило, пленные: турки или татары).

Расширение торговли потребовало унификации денежной системы, характеризуемой параллельным хождением «новгородки» и «московки». Реформа 1535 г. Елены Глинской не только устранила имеющийся в стране денежный дуализм, но и установила государственный контроль над чеканкой монеты. Неразвитость денежных отношений прослеживается и на ростовщичестве. До ХVII в. рост процента по ссудам считался нормальным явлением. Указ 1626 г. ограничил срок взимания процентов до 5 лет, пока сумма процентов не составит полученную ссуду (то есть из 20 % годовых). Уложение 1649 г. вовсе запретило проценты на ссуды, но неофициально они продолжали существовать.

Недостаточная развитость системы экономических отношений потребовала формирования жесткой авторитарной системы управления как в центре, так и на местах. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также учреждений приказного типа в середине XVI в. заменила новая приказная система, включающая специальные учреждения военного назначения, аппарат дворцового управления, финансовые и судебно-полицейские органы. Изменилась и система местного управления: была ограничена власть кормленщиков, появились новые должностные лица (городовые приказчики, губные и земские старосты, таможенные и кабацкие выборные головы). В таких условиях представители производящего класса оказались политически и граждански бесправными.

По своему положению сближаются различные группы зависимого населения, исчезает деление на оброчные и барщинные дворы. Однако появляются новые формы личной зависимости: принудительное кредитование при переводе с тяглой пашни на порожние и запустевшие земли; бобыльщина; полное и служилое холопство.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Поиск
Разделы