Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв

В наиболее благоприятном положении оказались казенные (черносошные) крестьяне, выполняющие только государственные налоги и повинности, в наименее благоприятном – церковно-монастырские и поместно-вотчинные крестьяне, несущие не только государственное тягло, но и исполняющие феодальную ренту в пользу хозяина. Расширение государственного аппарата требовало повышения доли государственных налогов (с 10 % в 1540 г. до 66 % в 1576 г., а с середины XVI в. до середины XVII в. размеры налогов повысились вдвое). Увеличилось и их количество. В это время взимаются дань, ямские деньги, примет (на строительство осадных сооружений), окупные (выкуп пленных), казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины, деньги на содержание иностранных послов, кормленый откуп и т. д. При Иване Грозном была установлена единая для всего государства мера определения доходности – «соха», зависящая от принадлежности и качества земли. Особые налоги вводились для содержания войска.

Укрепление экономики, ставшее прямым следствием образования Русского централизованного государства, привело к расширению внешнеэкономических связей. Однако их развитию мешала оторванность России от морей. Поражение в Ливонской войне (1558–1583 гг.) окончательно закрыло для страны путь на Балтику. Вместе с тем открытие Северного морского пути, завоевание Казани и Астрахани, постепенное освоение Сибири способствовали активизации внутренней и внешней торговли при посредничестве Англии и Голландии. Основную роль стала играть Архангельская ярмарка, торговля на которой носила преимущественно односторонний и меновый характер. Баланс торговли западных стран с Россией на Балтике и Белом море был пассивен, поэтому наряду с товарами западные купцы привозили деньги для покупки русских товаров. С Востоком торговля шла менее бойко. На рубеже ХVI-ХVII вв. торговый оборот с Западом достигал 150 тыс. рублей, а с Востоком – немногим более 4 тыс. рублей.

Включение России в сферу мировой торговли, по мнению Модельски и Томпсона, содействовало распространению длинных волн в отечественной экономике. Они носили экзогенный характер, а потому их основной движущей силой стало расширение государственного спроса. Импульс хозяйственному развитию в экономических циклах 1540–1590 и 1590–1640 гг. давали государственные реформы 1550 и 1620 гг. Они носили комплексный характер (одновременно военный, финансовый и административный), обусловленный необходимостью административного и финансового переустройства, вызванного удорожанием военных расходов вследствие существующей военной угрозы. Естественное в таких условиях отсутствие стимулов для частнопредпринимательской деятельности содействовало более глубокому, чем в Европе, проникновению государственной машины в сферу экономики. 4.4. Хозяйственные реформы второй половины XVII в

Положение России во второй половине XVII в. определялось необходимостью преодоления хозяйственного разорения после Великой смуты начала века и отставания страны. Чрезвычайность социально-экономических условий и ответных правительственных мер привела к окончательному оформлению мобилизационного типа экономического роста, определившего дальнейшее развитие государства.

Основные признаки мобилизационного типа экономического роста:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Поиск
Разделы