Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства

Социально-экономическое положение России в конце XVIII-первой трети XIX в., приходящееся на повышательную фазу экономического цикла 1800–1850 гг., было предкризисным, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Несмотря на различия в экономической политике Павла I, Александра I и Николая I, их деятельность вполне соответствовала сохранению имперской модели модернизации, заложенной еще Петром I. Решающую роль в преобразованиях по-прежнему играло государство. При этом политические, прежде всего военные факторы являлись доминирующими, что связывалось с усилением антифранцузской коалиции. Укрепление государственной власти на огромной территории сопровождалось бюрократизацией общественной жизни: в 1804–1805 гг. на 40 млн. населения приходилось 13 тыс. чиновников, а к 1847 г. на 74 млн. населения – 61 тыс. чиновников. Нехватка финансовых ресурсов способствовала созданию особой системы компенсаций, требовавшей использования даровых источников (крепостного труда, природных ресурсов, военных приобретений).

Развитие страны в рамках мобилизационного типа экономического роста характеризовалось проведением комплексных реформ. Павел I (1796–1801), известный своей любовью к прусским порядкам, провел реорганизацию русской армии по немецкому образцу. Одновременно были уничтожены дворянские привилегии, а в стране вместо «просвещенного абсолютизма» проводилась политика «железной лозы». Кроме того, началась постепенная замена коллегий на министерства, была проведена губернская реформа, предпринимались некоторые меры для смягчения положения крепостных. Например, в апреле 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Более последовательной стала политика Александра I (1801–1825). Уже в 1801 году для социально-экономического реформирования страны был образован так называемый Негласный комитет. При его участии были проведены некоторые либеральные преобразования и прежде всего в аграрном секторе:

♦ в 1803 г был издан указ о вольных хлебопашцах, дававший право помещику освобождать крестьян с землей за выкуп;

♦ прекращалась раздача казенных крестьян в частные руки;

♦ осуществлялась аграрная реформа в Латвии и Эстонии, предусматривающая отмену крепостного права для крестьян, но без наделения их землей;

♦ разрешалась покупка земли купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне получили это право только в 1848 г.).

В 1802–1812 гг. была проведена реформа высших органов управления. Первоначально были созданы 8 министерств взамен петровских коллегий, затем их число увеличилось до 12.

В 1809 г. под руководством М. Сперанского был разработан новый проект российских законов, известный под названием «Введение к уложению государственных законов». Его основной целью было упорядочить устаревшее и хаотичное законодательство Российской империи и приблизить правовые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений с учетом европейских перемен того времени. Самым большим достоинством этого проекта было то, что он разработал стройную систему центральных и местных учреждений по принципу разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. В 1810–1812 гг. Сперанским было подготовлено несколько финансовых мероприятий, разработанных в «Плане финансов 1810 г.» Среди них наиболее значимым стало введение в стране новых размеров прямых налогов: подушная подать с крестьян и мещан увеличивалась с рубля до двух рублей, был также введен налог на дворянские имения, на земли помещиков. Недовольство привилегированных слоев российского общества привело к отставке реформатора.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15

Поиск
Разделы